А вы знаете, что город можно читать как книгу? Да-да, каждая улочка, каждый дом может рассказать о многом важном и интересном. Вот взять, к примеру, «Аварийный дом», который располагается прямо при въезде в Ступино, на улице Пристанционная. Это сегодня его окна хранят глухое молчание, а еще несколько десятков лет назад здесь бурлила жизнь, здесь жили те, кто спасал жизни… Каждый ступинец знал, что если не дай бог произойдет беда, то жители того самого «Аварийного дома» сразу же придут на помощь.
Город Ступино Московской области относится к числу молодых городов, появившихся в советское время. Своим рождением он во многом обязан Каширскому электровозостроительному заводу, проект по созданию которого начал реализовываться в рамках генерального плана по электрификации СССР: в 1932 году был дан старт строительству Каширского электровозостроительного завода на левом берегу Оки и, как следствие, тут же, в районе деревень Ступино и Кремиченка, появился поселок (соцгородок), который так и назывался — поселок Электровозстроя.
В роковой день 22 июня 1941 года весь уклад жильцов четырехэтажного дома, что у металлургического комбината, вмиг изменился. Ушли в прошлое добрые вечерние посиделки, беззаботность и безмятежность: согласно Приказу заводоуправления все пожарные перешли на особый режим смены, то есть они по первому сигналу должны были незамедлительно следовать на место происшествия. Это в мирное время даже небольшое воспламенение или авария считались явлением редким, теперь же, когда началась война, самое страшное могло произойти в любой момент. Дело в том, что здесь, в «Аварийном доме», проживали семьи работников аварийных бригад предприятия, отсюда и закрепилось такое название. В первые месяцы Великой Отечественной войны его жильцы будут бороться с последствиями авиударов, спасая людей из огня.
Строительство «Аварийного дома» началось в 1935 году по инициативе руководства будущего Авиакомбината № 150 (СМК). Это было первое капитальное строение города. До этого весь рабочий поселок Электровозстрой (Ступино он станет чуть позже) состоял из небольших частных домиков. И вот к 1937 году вырос из камня четырехэтажный красавец.
Дом был создан по проекту московской проектной конторы «Электровозстроя», а само здание строилось силами каменщиков и их помощников. Возводилось строение ударными темпами, по полторы-две нормы за смену. При этом практически все работы приходилось выполнять вручную. Изначально предполагалось, что в доме будут жить инженерно-технические работники, для которых создавались комфортные условия, но от этих планов по объективным причинам пришлось отказаться.
Это сегодня ввиду строгого соблюдения эколого-санитарных норм никто бы не позволил возводить жилой дом рядом с огромным металлургическим комбинатом. Но в то время принятие такого решения было жизненно необходимым: на предприятии в любой момент могла произойти авария, при этом счет времени на ее ликвидацию шел на минуты. О каком-либо транспортном и техническом оснащении в конце 1930‑х годов тоже не шло речи, поэтому и поселили специалистов аварийных служб рядом с СМК, прямо через дорогу, — в случае чего они могли оперативно прибыть на место происшествия. Здесь же, в нескольких метрах, и пожарное депо. Его можно увидеть и сейчас.
В годы войны пожарные самоотверженно боролись с вражеским огнем от авианалетов, а в ноябре 1941 года они единым щитом встали на защиту Каширы. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранились лишь урывочные сведения об их героических подвигах. Да и сам «Аварийны дом» с годами обветшал, перестал соответствовать нормам проживания. Всех его жителей несколько лет назад расселили по новым многоэтажкам, а в его стенах разместились торговые и складские помещения. Но проходя мимо этого с виду неказистого строения, помните, что здесь жили те, кто в самые первые минуты беды приходил на помощь.
Жанна Ткачук.
«Завод, расположенный на свободном участке со специальным поселком или соцгородом при нем, как например Горьковский автозавод, Каширский электрозавод, Тагильский вагоностроительный завод и др., наиболее часто встречается в СССР. Такой способ расположения завода допускает большую свободу планировки, возможность роста и позволяет легче добиться органической связи завода и специально проектируемого для него города. Характерный прием композиции — прямолинейные перспективы, уходящие в даль ландшафта, и подчеркнутое выявление главной входной площади».
Строительство Москвы. — 1934. — № 8.
В 22‑м квартале Ступино
в 1933–1934 годах было построено
14 двухэтажных каркасно-засыпных домов балансовой стоимостью 1480 тыс руб.».
Строительство Москвы. — 1934. — № 8.